Вадим Иосуб: снижение гривны - классическая самореализация негативных ожиданий
Курс доллара к гривне достаточно устойчиво растет ровно с середины июля, этот рост лишь изредка прерывается краткими и неглубокими коррекциями. За это время доллар на межбанке вырос с 26,18 грн до 27,85 грн, или на 6,4%. Много это или мало?
Если не брать такие крайности, как венесуэльский боливар, сильнее за это время обвалились к доллару турецкая лира, российский рубль, бразильский реал, южноафриканский рэнд. Сравнимую динамику показал белорусский рубль и казахстанский тенге, да и вообще подавляющее большинство валют стран с формирующимися рынками.
У снижения гривны есть как общие с другими валютами черты, так и специфические. Начнем с общих.
К ним можно отнести укрепление доллара, которое длилось с конца июля по середину августа (правда, затем сменилось коррекцией). А когда растет доллар сам по себе, в частности, практически ко всем валютам развитых стран, валюты развивающихся стран снижаются к нему просто автоматически. Отдельный внешний фактор – бегство из валют развивающихся стран. Триггером послужили торговые войны, объявленные США остальному миру.
Дополнительный повод – повышение импортных пошлин на металл из Турции привело к рекордному падению лиры. Паника инвесторов перекинулась на владельцев гособлигаций из других развивающихся стран. Они стали срочно избавляться от местных облигаций, номинированных в национальных валютах, покупать на высвободившиеся деньги доллары, для репатриации своих инвестиций, национальные валюты дружно покатились вниз. Чем больше в долг страны было инвестировано зарубежного спекулятивного капитала, тем чувствительней был отток. На фоне прочих валют гривна еще легко отделалась.
Но давили на гривну и чисто специфические, национальные факторы. Зампред НБУ Дмитрий Сологуб обратил внимание на «увеличение спроса на валюту из-за сезонных, ситуативных и психологических факторов».
По его словам, на росте курса сказалось сезонное увеличение спроса со стороны импортеров энергоресурсов, требующих валюту для расчетов за газ и за нефтепродукты для раннего начала сбора урожая.
Внесли свою лепту импортеры товаров и услуг потребительского направления (электроника, продукты питания, туризм и т.д.), что является следствием роста доходов населения.
Помимо этого, на курс гривны повлияли и негативные ожидания, которые традиционно формируются накануне осени. Под действием этого психологического давления уменьшилось предложение валюты со стороны населения на наличном рынке, что сказалось на операциях банков на межбанковском валютном рынке.
Мы стали свидетелями классической самореализации негативных ожиданий: люди ждут роста курса, в результате они больше покупают валюту и меньше ее сдают, в результате люди получают рост курса.
Вероятнее всего, существующие негативные тенденции могут продлиться в ближайшие месяц-полтора. К концу лета доллар может подорожать на межбанке до 28,5 грн, а к концу сентября – еще до 29 грн.
Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари